воскресенье, 30 июня 2013 г.

Повесть от Нинуши...

Недавно прочитала книгу "Счастливая девочка" Нины Шнирман. Хочу ее здесь порекомендовать. Книга  автобиографична, тут только воспоминания. И написана она от лица девочки Нинуши, детство которой пришлось на предвоенные и военные годы.

В повести несколько граней, которые могут быть интересны читателю. Во-первых, мне очень и очень ценны книги, где описаны мысли и чувства детей от их имени. Это очень важный опыт знакомства с внутренним миром ребенка для родителя. Такие книги очень психологичны (если есть такое слово) и за внешним повествованием -  как правило, простыми предложениями, детским языком - можно увидеть всю бурю чувств ребенка, разгадать его эмоции..

Во-вторых, описаны реалии того времени. Это ужасно  интересно для тех, кто увлекается историей. Здесь описан быт в тылу врага во время Великой Отечественной.

В-третьих, в книге отражены отношения между тремя сестрами (а в конце книги и с маленьким братишкой), между мамой и сестрами, отношения с бабушкой, как изменяется с возрастом общение с папой. Эта семья интеллигентов, и то, как выстроен их домашний мир - заслуживает уважения (в моем случае еще и восхищения).

Книга читается на одном дыхании. И тут даже есть фотографии тех времен всех участников повествования.

**
Еду по двору на автомобиле. На педали нажимаю быстро-быстро - и машина едет быстро, нажимаю на гудок - он гудит, колесо поворачиваю - машина поворачивает, и опять еду быстро. Приезжаю к Бабусе, она сидит с Анночкой на скамейке, вылезаю из автомобиля, сейчас буду бегать. Я не просто бегаю, а бегаю и подпрыгиваю! И я бегу и подпрыгиваю - это так хорошо, что хочется смеяться и смеяться!

***
Мы легли спать в "своей" комнате. Там только один сундук - очень большой, высокий и красивый! Мы на нем спим - Бабуся у стенки, Анночка посередине, а я с краю. Мамочка сказала, что я уже большая, хорошо сплю и ночью с сундука не упаду. Мне это нравится!  Эллочка спит на наших чемоданах и в корзинке, у  стены за сундуком. А Мамочка лежит с ней рядом на полу - мне это очень не нравится, я сижу на сундуке и смотрю на нее. Она машет мне рукой... А мне так хочется ей что-нибудь сказать, и я говорю тихо: Мамочка, Мамочка!
Она сразу надевает очки и спрашивает:
- Что, Нинуша?
- Мамочка, а... если ночью к тебе мышка придет?
- Пусть приходит, я скажу ей: "Мышка, я сплю, и ты иди спать!"
- Она пойдет?
- Конечно, пойдет. Спи, Нинуша, спи, милая! ....

***
За окном темно. Почему Анночка стоит на подоконнике, на что она смотрит в темноте за окном? Я не могу так долго стоять и ничего не понимать!
- Что вы тут делаете? - спрашиваю.
- Анночка Свердловск ищет. - У Бабушки такой серьезный голос, что я понимаю: она совсем не шутит.
Я возмущаюсь и говорю:
- Бабушка, какой Свердловск, Свердловск отсюда очень далеко, очень-очень далеко - его нельзя увидеть!
Бабушка не оборачивается, но качает головой. Я так удивляюсь, что не знаю сразу, что сказать. ....
- Нашла, нашла, я его вижу! - Анночка кричит так радостно, что у меня в груди что-то беспокоится, а вдруг она действительно его нашла среди этих огоньков в темноте и сейчас его видит?
- Как хорошо, деточка, как хорошо, милая, что ты его видишь! - говорит Бабушка, и у нее такой голос, как будто она очень счастлива. ...
... У Эллки делаются огромные глаза, и она вдруг как закричит: - Ба-буш-ка! Какой Свердловск, что за глупости! Нельзя отсюда видеть Свердловск - он очень далеко, за много сотен и тысяч километров. - Эллочка повторяет это несколько раз и добавляет: - И никто не может его отсюда найти, и никто не может его отсюда увидеть!
Бабушка поддерживает Анночку за спину, поворачивает к нам голову. У нее спокойное, но строгое лицо, это так непривычно, и говорит Эллочке:
- Я думаю, что кто-то не может видеть, а кто-то и может! - И отворачивается к окну.
..... - Бабушка, скажи, пожалуйста, ну как отсюда, из Москвы можно Свердловск увидеть?
Бабушка улыбается и говорит:
- Деточка, Анночка уехала из этой квартиры в два с половиной года. Она ее не помнит, здесь все для нее чужое. А помнит она Свердловск - маленькую комнату с сундуком, маленький деревянный стол, скамейку и две табуретки - вот где пока ее родной дом! И она скучает по нему, - заканчивает Бабушка.
- Скучает?! - Я так поражена, что ничего не могу сообразить, очень расстраиваюсь и боюсь спросить про главное: что же будет дальше?
- Не расстраивайся, деточка, - смеется Бабушка, - к хорошему очень быстро привыкают, через три-четыре дня она забудет Свердловск, нет.. она потом будет его помнить, но просто эта квартира станет ее родным домом - она полюбит ее!
- Как хорошо! - говорю я тихо.
Бабушка гладит меня по голове и говорит:
- Теперь все будет хорошо, потому что мы вернулись домой!
 

10 комментариев:

  1. Мурашки по спине.... Спасибо, Оль, большое. От души!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, там очень много таких моментов, которые трогают, хотя такие простые и так просто описаны.. Не такие вот кнопочки, под которые неизменно рев, а как-то все уютно так и как будто с тобой происходит, может даже дежа вю случиться, хотя жизнь не твоя описана :-)

      Удалить
  2. Оля, какие отрывки!!! Записываю к себе в чтение, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оочень рекомендую! Тоже записала себе в чтение после одного красивого отрывка на одном блоге, даже через- несколько месяцев помнила о чем это, западает зараза :-)

      Удалить
  3. Оля, спасибо! Добавила себе в закладки "Что прочитать"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Почитайте, обязательно! И продолжение повести вот вышло, оказывается. Тоже должно быть интересно..

      Удалить
  4. Оля, всё понравилось. Пошла читать о книге в "Озон" и все отзываются очень хорошо. Выписала себе её и ещё продолжение "Счастливая девочка растёт".

    Однажды читала по совету интернетовской подруги "Детство Никиты" Алексея Толстого. Там тоже рассказывается как-бы со стороны ребёнка. Понравилось. Мальчишеские столкновения, первые влюблённости, родители...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо тебе за продолжение! Как это я просмотрела, завтра должна прийти мне книжеца :-)
      "Детство Никиты" пошла искать в эл виде, такое ощущение, что в детстве должна была читать! Так хочется чего-нибудь художественного)

      Удалить
  5. Оля, как, получилось прочитать продолжение? Я себе выписала обе книги и никак пока не дойду до них.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, у меня стоит пока на полке, ждёт своего часа.. По-моему раньше лета мне не взяться. Учиться тут пошла на свою голову - чтение для души теперь остаётся на каникулы :-)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...